В русской музыкальной культуре XIX века сказке отведена особая роль. «Сказка», первоначально сформированная как словесный жанр проявила себя в музыке XIX века первоначально в сценической реализации, но постепенно она стала жанром программной или же «чистой» музыки.
М. Балакирев
Русские народные песни для фортепиано в 4 руки
С. Рахманинов
«Шесть пьес для фортепиано в четыре руки» ор.11
А. Лядов
Волшебное озеро ор.62
Кикимора ор.63
М. Мусоргский
«Ночь на лысой горе» (обр. Н. Арцыбушева)
«Из истории русской фортепианной музыки»
Л. В. Теппер фон Фергюсон
Соната для фортепиано в четыре руки ор.18
Дж. Фильд
Вариации на русскую народную песню «Чем тебя я огорчила»
С. Рахманинов
«Шесть пьес для фортепиано в четыре руки» ор.11
А. Лядов
«Волшебное озеро» ор.62
«Кикимора» ор.63
М. Мусоргский
«Ночь на лысой горе»
«Из истории танцевальной музыки»
П. Уорлок
Каприоль-сюита
Э. Григ
Норвежские танцы ор.35
И. Брамс
Венгерские танцы
К. Сен-Санс
Danse Macabre
М. Равель
Вальс (хореографическая поэма)
И. Штраус
Вальс «На прекрасном голубом Дунае»
(1943)
1. Аминь Сотворения
2. Аминь звезд и планеты, окруженной кольцом
3. Аминь агонии Иисуса
4. Аминь желания
5. Аминь ангелов, Святых, пения птиц
6. Аминь Страшного суда
7. Аминь Свершения
Библейское слово «аминь» значит «это истинно». Мессиан пишет программное сочинение, где воспроизводит библейские догматы и утверждает их истинность, подобно тому как священнослужитель во время богослужения оглашает молитвы, завершая их словом «аминь». Композитор сопроводил сочинение подробным комментарием и сделал ссылки на текст Библии.
«Аминь Творения». Бог сотворил мир, воистину сотворил. Мессиан цитирует «Ветхий Завет»: «Бог сказал: да будет свет, и стал свет». Из вечного Хаоса, бездонной ледяной тьмы возникает проблеск света, и постепенно Свет заполняет собой весь мир. Тема Творения проходит через всё сочинение, как рефрен «Аминь»: помни, это Бог сотворил мир и всё сущее в нём.
«Аминь Звёзд и Планеты, окружённой кольцом». Вселенная бесконечна, и бесконечно разнообразие её форм. Единым целым делает её лишь одно общее начало — бесконечное движение.
«Аминь агонии Иисуса». Главная мысль этой части: Воистину, Христос умер, чтобы спасти погрязший в грехах род человеческий. В 1943 г., в разгар самой страшной из войн, Мессиану была близка идея страдания во имя искупления. Пьеса строится на трёх темах: проклятье Бога-Отца грехам рода человеческого, плач Иисуса в Гефсиманском саду, — эта, по выражению автора, «безмолвная кульминация части», и жалоба — стенания умирающего на кресте.
Программа двух следующих частей лишь опосредованно касается Библии, но лишь суть философские размышления Мессиана о мире.
«Аминь желания». По Мессиану, желание есть одно из важнейших начал, движущих миром, но здесь его следует понимать в божественном, свободном от страстей смысле.
«Аминь Ангелов, Святых и птичье пение». Самый светлый и самый мистический эпизод цикла. Мессиан объединяет небесное и земное, но весьма причудливо: небесное — Ангелы и Святые — бесплотно, и так же бесплотно земное — неосязаемое, невидимое птичье пение. Тема Ангелов строится на грегорианском хорале, в неё вплетается тема Творения, и, наконец, «видение» птичьего пения, где автор воспроизводит голоса соловья, дрозда, зяблика.
«Аминь Страшного Суда». Воистину, это будет! — говорит Мессиан. Вострубит Седьмой Ангел, и свершится Божий суд над родом человеческим. Стенания грешников прерываются Высшим Приговором — его тема, («три застывшие ноты», как их назвал автор) проходит рефреном через весь эпизод.
«Аминь Свершения»- Аминь Конца Света. Воистину, круг замкнётся: после Страшного суда придёт конец нынешнему страшному миру: праведники обретут в Раю вечную жизнь, славя величие Всемогущего. В финале цикла — одно из лучших в мировой музыкальной литературе для фортепиано воспроизведение колокольного звона.
Н.Остром
Симеон Тен Хольт: Canto Ostinato
«Canto Ostinato» – сочинение, которое сделало Тен Хольта знаменитым
не только на его родине в Голландии, но и во всем мире. Для исполнения
«Canto Ostinato» возможно использование различных комбинаций клавишных
инструментов. Это могут быть ансамбли от двух и более фортепиано, а также
мультиклавирные ансамбли в сочетании фортепиано с клавесином, органом и
другими клавишными инструментами.
Каждое исполнение «Canto Ostinato» имеет свою продолжительность
звучания, от одного до трех и более часов.
Canto Ostinato требует нового подхода к исполнению и восприятия.
Любое его исполнение – больше ритуал, чем концерт и каждое исполнение
«Canto Ostinato» неповторимо.
М. Равель
«Моя матушка Гусыня» (1908)
К. Дебюсси
«Античные эпиграфы» (1914)
М. Равель
«Испанская рапсодия» (1907)
Ф. Пуленк
Соната для фортепиано в 4 руки (1918)
Музыка французских композиторов XX века для фортепианного ансамбля
столько значительна и художественно, и количественно, что занимает,
бесспорно, ведущее место среди национальных школ в этом жанре. Едва ли не
все крупнейшие музыканты Франции прошлого столетия создавали
произведения для ансамбля пианистов, занимавшие видное место в их
творчестве — от «Шести античных эпиграфов» К. Дебюсси до «Структур» П.
Булеза. Предлагаемая программа охватывает период 1907-1918- х годов, когда
главными фигурами французской музыкальной жизни были сначала великие
импрессионисты Дебюсси и Равель, а затем композиторы так называемой
«группы шести», представленной здесь самым популярными из них —
Ф. Пуленком.
Э. Григ
« Из времен Хольберга»
Э. Григ
Норвежские танцы ор.35
Э. Григ
«Пер Гюнт»
Слова иногда нуждаются в музыке, но музыка не нуждается ни в чем, — этой
истине следовал Григ всю свою творческую жизнь, как дополняя и украшая
музыкой произведения любимых писателей и сказочников, так и создавая
новые, рассказывающие без слов свои истории, не требующие каких-либо
дальнейших объяснений.
Э. Григ — первый норвежский композитор, творчество которого вышло за
пределы своей страны и стало достоянием европейской культуры.
Представленные в концерте сочинения являются вершинами музыки второй
половины XIX в.
«Все известно и предопределено: жизнь и смерть, радость обновления и
неизбежность угасания, всемирный расцвет и всеобщий исход, трагизм
человеческого существования в целом. Мир природный и мир человеческий
неразделимы, взращены землей и обращены к ней в первый и последний миг, в
лучезарное мгновение восхода и заката. Земля — олицетворение природно-
человеческой судьбы, циклически повторяемой, имеющей свое начало и свой
конец».
В концерте прозвучат:
– Музыка из экспедиционных архивов в исполнении Елены Сергеевой и
Сергея Жиркова, долгое время проработавших солистами лучшего фольклорного коллектива России —
Ансамбля народной музыки Дмитрия Покровского, участников знаменитой
записи «Свадебки» И. Стравинского
– «Весна священная» И. Стравинского
(авторское переложение для фортепиано в 4 руки)
Исполнители – фортепианный дуэт, лауреаты международных конкурсов
(Италия, Россия-Австрия- Германия, Франция)
Людмила Андреева и Евгения Сивкова
И. Стравинский в «Весне священной» задал систему координат современного
музыкального пространства, обозначив путь от истоков рождения творческого
импульса до предчувствия истинной свободы Духа.
– Авант-фолк группа «НЕТЕ»
Участники многочисленных международных арт-проектов и фестивалей
(Австралия, Австрия, Великобритания, Германия, Италия, Россия, США,
Финляндия, Швейцария и др.)
Елена Сергеева – голос, гудок, кугиклы…
Сергей Жирков – голос, калюки, владимирские рожки, гусли, колёсная лира…
Эдуард Сивков – бас-саксофон, бас-кларнет и прочее
Евгения Сивкова – барабаны, дудки…
«НЕТЕ» — группа, создавшая «авант-фолк» (определение Дмитрия Ухова),
пользуется всевозможными способами музицирования — от архаичных до
самых современных. Хранители и собиратели фольклора различных областей
Евразии – музыканты продолжают и развивают в своем творчестве подлинные
национальные традиции на самом глубинном, корневом уровне. Кроме
неподражаемых голосов Елены и Сергея — в арсенале ансамбля уникальный
набор аутентичных инструментов — от простой калюки до колёсной лиры и
бас саксофона…
Программа «Поцелуй Земли» объединяет три способа музыкального
творчества:
- Традиционный (из архивов этнографических экспедиций)
- Композиторский
- Интуитивно-импровизационный…
Это позволяет участникам с разных сторон максимально приблизиться к
решению основной задачи проекта – воссоздать, «вспомнить» духовную
атмосферу древней Руси… При этом программа концерта не есть нечто
зафиксированное, «закостеневшее» — она постоянно меняется и развивается…
В свете наблюдаемого сегодня в обществе пересмотра всеобщей истории и
особенно переосмысления истории России проект «Поцелуй Земли» помогает
слушателю непосредственно ощутить присутствие прошлого и одновременно
всю полноту настоящего, а также прикоснуться к приближению будущего…